
Главное меню
- Главная
- Новости
- Дистанционный режим обучения
- Сведения об образовательной организации
- Для вас, родители
- Коррекционно-развивающее направление
- Методическая копилка
- Наставничество
- Контактная информация
- Галерея
- Противодействие коррупции
- Деятельность ОУ по ПДД
- Экологическое воспитание в ДОУ
- Инновационная деятельность
- Персональные данные
- Нацпроекты
- Карта сайта
- Социальная помощь
- Объявления
- МКДО2023
- Консультационный пункт
- Реализация программы «Разговор о правильном питании»
Нац. календарь
Документ. фильм
Фильм, посвященный учителям и воспитателям, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь"
Банковские реквизиты
Наименование ДОУ по Уставу:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №394» городского округа Самара
МБДОУ «Детский сад № 394» г.о.Самара
443110, г.Самара, ул.Челюскинцев, 25
ИНН 6316035071
КПП 631601001
УФК по Самарской области (МБДОУ «Детский сад № 394» г.о.Самара
л/с 206.07.02.00 в Департаменте финансов Администрации городского округа Самара)
ЕКС 40102810545370000036
р/с 03231643367010004200
ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА БАНКА РОССИИ//УФК по Самарской области
г. Самара
БИК ТОФК 013601205
Экологическое воспитание дошкольников
через реализацию проектной деятельности в ДОУ
Раскрыть
перед ребёнком красоту природы и научить видеть её – дело сложное. Для этого
педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой. Экологическая
воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое
душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Важнейшим
условием успешной реализации комплексного подхода по экологическому воспитанию является
создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям
правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с
детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
–
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
–формирование системы экологических знаний и
представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть
и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них
деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Для
решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы:
"Юный эколог" С. Н. Николаевой, «Ознакомление с природой в детском
саду» О.А.Соломенникова.
В
нашем детском саду ведется работа по экологическому воспитанию дошкольников в
соответствии с планом подготовки и проведения мероприятий по экологии на
2015-2016 учебный год. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На
территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и
речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную,
развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Полянка с лекарственными
растениями: мать-и-мачеха, ландыш, крапива, подорожник, полынь, ревень,
земляника, малина, ромашка. На деревьях расположены кормушки и скворечники.
Создана
клумба с искусственным ручейком, мостиком и водоемом, где летом уже два года
живет лягушка. Ребята на клумбе наблюдают как ухаживают за цветами, желающие
помогают педагогам: рыхлят землю, поливают, пропалывают, опрыскивают. На
примере сорняков дети знакомятся с биологическими особенности растений. С этой
же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. На этом примере объясняются
правила поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.
Так
же возле каждой беседки разбиты цветники, которые с каждым годом обновляются и
пополняются. В озеленении территории детского сада активное участие принимают
родители воспитанников. Осенью, родители оказывают помощь в уборке опавшей
листвы, весной – принимают участие в облагораживании участков, посадке
деревьев, кустарников и цветов.
Так же каждый год педагоги ДОУ, воспитанники и их родители участвуют в конкурсе «Огород на окне». Выбираются овощные культуры, которые в последующем будут посажены на огороде (в соответствии с возрастом воспитанников), сажается рассада. Обязательно заводится дневник наблюдений, куда записываются и зарисовываются изменения роста посаженных культур. В середине мая рассада высаживается на огород и наблюдения и уход за ней уже происходит в естественных условиях.
Одной
из форм экологического воспитания является проведение праздников и развлечений. Их роль заключается в
сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не
столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр,
отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание
событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
В течение года ДОУ осуществилось несколько
проектов по экологическому воспитанию старших дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников осуществляется во всех образовательных направлениях, поэтому целесообразно использовать технологию проектов.
Основной целью
всех проектов являлось подведение детей к пониманию того, что жизнь
человека на Земле зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва
благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
1. Долгосрочный проект
«Звездные цветы» (группа «Монтессори – 1)
Задачи:
- познакомить с разнообразием
растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- формировать навыки
исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное
отношение к природе.
Началась вся работа с ознакомления детей с легендами о цветах. Больше всего их заинтересовали цветы, похожие на звезды – астры. У детей закрепилось понимание того, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух. Совместно с детьми мы выбрали сорта и цвет астры, которая будет расти на нашем участке. Семена замачивались, высаживались на рассаду, после чего высаживались в грунт. Так же были проведены эксперименты. Мы наблюдали, как ведет себя росток в тени и на солнце, оценили силу ростка, положив на него камень. В течение этого проекта дети ознакомились со всеми этапами посадки семян, научились бережно относится к растениям, ухаживать за посадками, радоваться эстетической красоте.
2. Долгосрочный проект
«Серая звездочка» (август – сентябрь) (группа «Олененок»)
На нашем участке поселилась лягушка и, конечно же, привлекла к себе внимание детей. Дети с брезгливостью отнеслись к этому животному. Возникла необходимость изменить их мнение. На помощь пришло произведение Бориса Заходера «Серая звездочка». Дети заинтересовались жизнью земноводных и об их пользе для человека. Мы многое узнали: во времена, когда не было холодильников лягушек кидали в молоко, чтоб оно не прокисало; так же лягушки поедают вредных насекомых, которых не едят птицы (колорадские жуки и мохнатые гусеницы); лягушки являются частью пищевой цепочки. Дети, вдохновившись новыми знаниями, сочинили сказку о том, как жители реки спасали ее от заводских загрязнений. В завершении ребята нарисовали схемы по охране лягушек.
3. Краткосрочный проект
«Этот удивительный домик» (ноябрь) (группа «Белочка»)
Рассматривая энциклопедию с изображениями жилищ разных животных нашей полосы ребят заинтересовало жилище в виде дупла. Некоторые ребята уже знали, что это домик белки. Но оказалось, что знания об этом зверьке очень малы. Нам стало интересно, для чего нужны белки? И мы начали сбор информации. В этом деле, нашими помощниками стали книги о животных таких писателей как В.Бианки, Б.Заходер, энциклопедии, документальные фильмы о жизни животных. Мы многое узнали о жизни белки, ее разновидностях и нашли ответ на главный вопрос: «Для чего нужна белка?». Белка разносит семена растений и является незаменимым звеном в пищевой цепочке. Мы создали памятки о правильном поведении в лесу и раздали их ребятам других групп. Родители тоже приняли участие в нашем проекте и в входной день съездили с детьми в загородный парк и парк «Гагарина» и пополнили кормушки для белок. Некоторые встретили белок и кормили их с рук.
К концу года у детей
сформировалось представление о важности растений и животных в жизни людей.
Ребята сами предлагают посадить то или иное растение на участке и огороде, что
способствовало увеличению ассортимента посадочного материала. Дети
самостоятельно начали ухаживать за растениями в уголке природы, понимая, что
без воды и света они погибнут. Так же ребята с большей заинтересованностью
стали рассказывать о своих домашних животных, о том, что многие из них следят
за наличием корма и воды в их мисках. Видя такой результат, мы понимаем, что
работа проводится не зря, что цель достигается и все задачи решаются. Создаются гибкие планы по работе с
детьми по экологическому воспитанию на следующий год, так как дети сами
предлагают интересные темы для исследований.
Результат
проделанной работы на этапе завершения дошкольного детства:
–
сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение
к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране
природы;
– развиваются умственные способности детей,
которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с
природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Работу по
экологическому воспитанию дошкольников на следующий год мы планируем в виде
проектной деятельности по благоустройству территории детского сада «Лукоморье».
Целью данного проекта является развитие нравственно-эстетического и
экологического воспитания дошкольников в процессе озеленения и благоустройства
территории детского сада. В организацию и осуществление проектной деятельности
мы планируем привлечь всех сотрудников ДОУ, дошкольников и их родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План подготовки и проведения мероприятий по экологии на 2015-2016 учебный год